08 May 2025 History

Память без парадов: к 80-летию Победы 

8 мая по обе стороны Атлантики отмечается V-E Day – День победы в Европе во Второй мировой войне. В этот день 80 лет назад союзные державы антигитлеровской коалиции приняли в Берлине безоговорочную капитуляцию нацистской Германии. 

Акт о капитуляции Германии был подписан дважды: 7 мая в Реймсе, в ставке союзного командования, а затем, по настоянию Сталина, еще раз в Берлине 8 мая – после внесения в текст некоторых поправок и с более высоким, в лице маршала Жукова, представительством СССР.

В Советском Союзе и постсоветских государствах День Победы – 9 мая: капитуляция Германии вступила в силу в ночь с 8 на 9 мая, когда в Москве уже наступил следующий день – была одна минута после полуночи. 

В Америке этот день помнят, но как-либо заметно не празднуют – здесь существуют другие праздники: Memorial Day (последний понедельник мая, в 2025 году – 27 мая), когда вспоминают всех американцев, погибших на военной службе, и Veterans Day, посвященный живым и павшим ветеранам войн с участием США (этот праздник приходится на 11 ноября, дату Компьенского перемирия 1918 года). 

Американцы не проводят ежегодных военных парадов, призванных показать мощь страны и решимость «если нужно, повторить». Но здесь отдают должное всем тем, кто защищал свободу и демократию.  

В канун нынешнего Дня Победы газета The Boston Globe рассказала о только что умершей в возрасте 104 лет Джулии Парсонс: в годы Второй мировой войны она, военнослужащая ВМС США, участвовала в борьбе против подводного флота нацистского рейха. Она расшифровывала послания, которые нацисты шифровали с помощью своей «непобедимой» системы Enigma.

В этой статье мы расскажем о вкладе Джулии Парсонс и других американских ветеранов в Победу во Второй мировой, 80-ю годовщину которой мир отмечает в этом году; о том, как помог Победе штат Массачусетс; и о важности сохранения исторической правды перед лицом угрозы третьей мировой войны. 

Как шифровальшики из Массачусетса  взломали Enigma 

Немцы были уверены в неуязвимости своей шифровальной системы, но первые попытки «расколоть» машинным путем их сверхсложные шифровальные коды были предприняты поляками и французами еще в конце 30-х годов. Потом, с началом войны, эту их работу продолжили англичане под руководством гениального математика Алана Тюринга. В 1941 году в руки британцев попала немецкая подлодка с системой Enigma на борту, и это стало началом конца «Энигмы». 

Англичане поделились своими наработками с союзниками-американцами, те создали при своем штабе ВМС специальный отдел борьбы с нацистским шифрованием, и вот туда-то и взяли на службу Джулию Парсонс – она владела немецким языком и изучала криптографию и другие полезные для военного дела науки в массачусетском Smith College

Джулия не рассказывала о своей секретной службе, которая помогла спасти многие тысячи жизней, вплоть до 1997 года, когда она посетила Национальный криптологический музей вблизи Вашингтона и увидела там немецкие «Энигмы» с подробным изложением всей связанной с ними истории. Она узнала от экскурсовода, что гриф секретности был снят с этой темы еще в 70-е годы. После этого она стала выступать перед разными аудиториями и рассказывать о своей необычной службе в годы войны.

MIT  и Smith College против Рейха 

В Массачусетсе, где Джулия получила свою криптографическую подготовку в Smith College, в период Второй мировой войны было много примеров участия академических центров в борьбе против врага. Так, Массачусетский технологический институт обучал на многочисленных курсах инженерно-технических специалистов для вооруженных сил США; в Радиологической лаборатории MIT разрабатывались новые, более совершенные радары для нужд армии; MIT создавал для вооруженных сил новую оптику, механику, электронику, новые метеорологические технологии и т.д. 

Гарвардский полк

Гарвардский университет внес очень большой вклад в разработку медицинских инноваций для военной медицины. Университет вел и другие технологические разработки по заказу военного ведомства. Гарвард также усиленно готовил кадры для американской армии – у него была хорошо налаженная система военной подготовки еще до Второй мировой войны. Из своих добровольцев университет сформировал «Гарвардский полк» (20-й Массачусетский добровольческий пехотный полк). 

Всего же Массачусетс отправил на фронт полмиллиона своих граждан. Сколько ветеранов войны еще живет в нашем штате? В 2022 году было примерно 5000, а в прошлом году организации, ведущие учет ветеранов, уже называли цифры 1400 – 1500 человек.

Всего в Соединенных Штатах – примерно 66 000 ветеранов Второй мировой. С каждым годом их остается все меньше – ведь этим людям под сто и за сто лет… 

VE day в  Бостоне и Массачусетсе — без парадов и пафоса. 

В Америке, как и на Западе в целом, о Второй мировой войне вспоминают совсем иначе, чем в России. Акцент делается не на ликовании по случаю стародавней победы (это было так давно, что тогдашние враги успели сделаться союзниками, а союзники – врагами), а на трагическом характере этих исторических событий, которые унесли десятки миллионов человеческих жизней. О Второй мировой написано огромное количество книг, сняты бесчисленные фильмы, сериалы и документальные программы. Лет 20–25 назад, когда участников войны было куда больше, чем сейчас, их приглашали в студию, к примеру, History Channel и распрашивали о том, что они пережили. Нередко об одном и том же событии – например, о Ржевско-Вяземской мясорубке 1942 года – просили рассказать как советских, так и немецких ветеранов (некоторые из них вспоминали, как сходили с ума немецкие пулеметчики, на которых волна за волной шли на верную смерть советские солдаты, подгоняемые заградотрядами). 

Что страшнее: коммунизм или фашизм 

Сегодня многие западные историки напоминают политикам о зловещей схожести нынешних событий в Европе с предвоенными 30-ми годами, когда умиротворение агрессивного диктатора не погасило его аппетит, а наоборот – придало ему наглой самоуверенности. Если бы вслед за аншлюсом Австрии (март 1938 г.) не было бы Мюнхенского соглашения, принесшего в жертву Чехословакию (сентябрь 1938 г.), то не было бы, наверное, и раздела Польши между двумя диктаторами – Гитлером и Сталиным (сентябрь 1939 г.), который положил начало Второй мировой войне. Демократический Запад безропотно проглотил и нападение СССР на Финляндию в конце 1939-го, и советскую аннексию трех государств Балтии и румынской Бессарабии в 1940-м. Впрочем, в 1940 году Западу было уже не до Восточной Европы – немцы оккупировали Данию, Норвегию, Нидерланды, Бельгию, Францию… 

Расплата за соглашательство и бездействие была кровавой: во Второй мировой войне, по минимальным подсчетам, погибло порядка 70 млн человек; война принесла гигантские потери и разрушения всей Европе и коммунистическое рабство – ее восточной части (Восточную Европу подарили Сталину западные союзники на Ялтинской конференции).

Война в Украине, которая длится уже четвертый год, ставит вопрос: неужели события 80-летней давности никого ничему не научили? Неужели Украину тоже «бросят под автобус», тщетно надеясь, что агрессор, захватив ее, остановится и не пойдет дальше на запад? Это уже не «святая простота», а простота, которая «хуже воровства». 

Пакт двух фюреров. Парфенов и его выпуск «Намедни. 1941» 

Есть о чем подумать не только западным политикам, но и кремлевским «собирателям земель», которые во имя бессмысленного экспансионизма заключают союзы с самыми одиозными диктаторскими режимами и террористическими организациями. Им было бы полезно посмотреть фильм Леонида Парфенова «1941» из цикла «Намедни» (он был переиздан на YouTube накануне 80-летия Победы).  

Там очень хорошо показано братание двух агрессивных диктатур, гитлеровской и сталинской – братание, которое началось подписанием Пакта Молотова-Риббентропа 23 августа 1939 года и закончилось нападением нацистской Германии на сталинский СССР 22 июня 1941 года.

Сталин планировал напасть первым, но Гитлер его опередил. Дружба людоедов всегда имеет сомнительные перспективы – мягко говоря, не соответствующие взаимным заверениям. 

Поле флагов 

В мае этого года в Массачусетсе проходят различные мероприятия, цель которых – почтить память павших героев, рассказать подрастающим поколениям о трагедиях прошлого, чтобы они старались не допустить их повторения. 

Как всегда на Memorial Day, в центре Бостона, на Boston Common будет «Поле флагов»: более чем 37 тысяч американских флажков символизируют число героев из Массачусетса, погибших за свободу и независимость своей страны за все время ее существования, начиная с Американской революции.

  • Мемориальные мероприятия состоятся в Музее Холокоста Новой Англии (тоже в центре Бостона), где шесть стеклянных башен символизируют шесть миллионов евреев, убитых нацистами в годы Второй мировой войны. 
  • Погибших в войнах с терроризмом после 11 сентября 2001 года будут вспоминать в Massachusetts Fallen Heroes Memorial (Мемориал павших героев, находится в районе бостонского морского порта) – там пройдут вечерние церемонии с чтением имен. 
  • По случаю Memorial Day будут проводить свои мероприятия этнические общины Бостона – в частности, ирландские и итальянские культурные центры и церковные приходы (в церквах будут служить мемориальные мессы). 

И никто не будет, вспоминая павших в войнах, превозносить насилие и кровопролитие и обещать его повторение «всем, кто не с нами». Можно и нужно скорбеть о погибших, можно восхвалять храбрость, самопожертвование, верность воинской присяге, но в первую очередь нужно думать о том, как избежать новых войн и остановить те, которые идут сегодня. 


Понравилось? на наш дайджест в Facebook, Instagram, Telegram – в нем мы рассказываем об истории и о сегодняшнем дне Америки, и в первую очередь о том, что происходит в Бостоне и Массачусетсе.

Звоните также для получения консультации или организационной помощи, если собираетесь в США, по делам и не только.

Tags:

Editor:  Ilia Baranikas  

WelcometoMA.com© and Henome.com™. All Rights Reserved. 2023. The use of text materials without modification online for non-commercial purposes is permitted with the mention of the name of the projects Henome.com™, WelcometoMA.com©, or the newsfeed ILike.Boston™ and an active link to the original material on the website or on one of the social networks of the publication.