10 Jun 2023 Made in MA 7 min. to read

Bose: мальчик с хорошим слухом

В детстве юного Амара, сына беженца из Бенгалии, заставляли играть на скрипке. Как и многие дети, он не разделял планы родителей на концертное будущее их отпрыска (или их тщеславие) – парень занимался музыкой неохотно. Но именно занятия музыкой развили у мальчика хороший слух – настолько чуткий, что он не терпел фальши при исполнении произведений великих классиков. Именно то, как многокрасочно и объемно он слышал любую мелодию, сделало качество воспроизведения музыки лейтмотивом его жизненного пути. Будучи пассионарием, он всю свою жизнь посвятил тому, чтобы люди слышали музыку во всех ее красках и тональностях, – и у него это получилось. В этом материале – об Амаре Боузе и его Bose Corporation.

Нередко новые изобретения появляются в результате желания усовершенствовать то, что уже существует. Оптимизируя тот или иной предмет или явление, люди, оказавшись в правильном месте в правильное время и окрыленные своей пассионарностью, в итоге становятся первопроходцами, знаменитостями и обладателями внушительных состояний.

«Правильным местом» в данном случае оказался Массачусетский технологический институт (MIT) в Кембридже, штат Массачусетс, а изобретателем – Амар Боуз, инженер и физик, потомок иммигрантов из Индии, страстью которого была звукопроизводящая электроника.

Его компания Bose Corporation стала флагманской фирмой в индустрии аудио-оборудования премиального сегмента, а ее продукция, помимо бытовой среды, также применяется в спортивной, космической, авиационной индустрии и других областях. Фирма прежде всего известна изобретением технологии шумоподавления и колонок-спикеров – устройств, которые создают ощущение присутствия в концертном зале при прослушивании музыки. Благодаря акустике Bose сама музыка зазвучала ярче – Моцарт и Чайковский были бы приятно удивлены качеству воспроизведения их шедевров.

Биография Боуза – это путь молодого инженера, прошедшего от стажера в компании Philips до основателя транснациональной корпорации по производству акустики премиального класса. Тем не менее Амар Боуз так и не вывел свою компанию на фондовый рынок, объяснив это тем, что он «пришел в бизнес не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, чтобы воплощать инновации». На склоне лет он вернулся в свою альма матер, MIT, в качестве преподавателя, и MIT он отдал в управление большую часть пакета акций, которым владел на момент ухода из жизни.

Это был первый случай такого рода в истории корпоративного бизнеса: «бессребренничество» Боуза стало благородным примером для людей, достигших успеха в жизни.

Ранние годы

Амар Боуз родился в 1929 году в Филадельфии в семействе политического беженца из Индии и местной школьной учительницы англо-немецкого происхождения. У семьи будущего изобретателя было небольшое предприятие по починке различной электрической техники и старых вагонов поездов, которые они своими руками чинили и приводили в рабочее состояние.

Как вспоминает сам Боуз, его детство проходило не без трудностей – тогда в США расовые предрассудки были не редкостью, и мальчику часто приходилось защищать себя от нападок сверстников, что, как он говорил, помогло воспитать в нем силу воли и научило бороться за свои интересы: эти навыки со временем очень пригодились в бизнесе.

С началом Второй мировой войны бизнес отца семейства постепенно приходил в упадок из-за нарушения торговых путей, по которым производился импорт оборудования. Боуз, уже тогда увлеченный различной новой электроникой, выходившей на рынок, долгое время убеждал отца, чтобы тот открыл лавку по починке радио, и когда он наконец послушал юношу, молодой инженер начал проводить в сервисном центре все свое свободное время, ремонтируя приборы.

Новое предприятие довольно скоро начало процветать и стало одним из самых популярных в Филадельфии. Боуз даже договорился со своим отцом, что, при условии хорошей успеваемости в школе, тот раз в неделю будет писать учителям записку с просьбой освободить мальчика от занятий, чтобы юный изобретатель мог больше времени проводить с электроникой. По его собственным воспоминаниям, все учителя прекрасно понимали, в чем дело – почему у школьника каждую пятницу регулярно «болела голова» или «ухудшалось самочувствие». Когда парень снова появлялся в школе в понедельник, его спрашивали: «Ну что, сколько радио починил, Боуз?

Образование и научная карьера

Юноша довольно скоро загорелся идеей мастерить собственные электронные приборы, и его отец, видя незаурядный талант и увлеченность сына, занял около $10 000, чтобы оплатить учебу Амара в MIT. Единственной проблемой Боуза была его слабость в математике, но благодаря своему усердию в учебе он сумел в 1947 году поступить на факультет электронной инженерии.

Закончив бакалавриат, он переехал в Нидерланды, где около года работал в Эйндховене конструктором аудиооборудования Philips Electronics. (В то время Philips производил все виды электроники – радиоприемники, граммофоны, пылесосы, электробритвы и т.д.). После этого Боуз учился в Индии, в Нью-Дели, по стипендии Фулбрайта; там он познакомился со своей будущей женой. По рассказам его дочери, ученый с большой любовью относился к родине своего отца и людям, проживающим там; более того, он являлся преверженцем философской школы Веданта, основы которой родители привили ему с детства.

По возвращении в MIT Амар завершает свою учебу защитой докторской диссертации по специальности «Электромашиностроение». Его научными руководителями были профессора Норберт Винер и Юк-Винь Ли, которые сыграли важную роль в определении будущей карьеры Амара Боуза. После защиты диссертации Боуз остается на преподавательской работе в MIT в качестве доцента.

В 1956 году Амар Боуз решил побаловать себя хорошей музыкой и купил дорогостоящую звуковую систему для дома.
Будучи большим фанатом классической музыки, Боуз рассчитывал получить звучание «как в концертном зале», но до концертного зала система явно не дотягивала. Чтобы разобраться в причин ах этого явления, Боуз провел серию лабораторных исследований в области акустики, результаты которых позволили ему разработать стереодинамик, воспроизводящий отражение звука, характерное для концертного зала. Позже он много работал на поприще психоакустики – науки о том, как человек воспринимает звуки, – и это проложило дорогу к «фирменному звучанию» аудиопродуктов, выпускаемых компанией Bose.

Как сформировалось «боузовское» звучание

Изучая акустику и психоакустику, Боуз понял, что все существующие на рынке динамики направляют звук прямо на слушателя, ухудшая качество любой музыкальной композиции.

Тем временем куда более качественный звук, который мы слышим в концертных залах, является ненаправленным – он распространяется по помещению и отражается от его стен. Это открытие стало отправной точкой для создания так называемой колонки-спикера.

Имея на руках ряд готовых исследований, в 1964 году Боуз решает основать свою компанию по производству аудиосистем; стартовый капитал на создание бизнеса дал ему его наставник – профессор Юк-Винь Ли. По счастливому стечению обстоятельств, молодая Bose Corporation вскоре получила первый заказ по созданию систем для военных самолетов.

В том же году Боуз нанимает первого сотрудника – своего студента Шверина Гринбальта, который в дальнейшем станет директором фирмы. Прибыль, полученная от военного подряда, пошла на финансирование научных изысканий молодого предпринимателя. Как говорят коллеги ученого, тогда он платил своему подопечному едва ли не больше, чем сам получал за преподавание в MIT.

Выход на рынок

Два единственных сотрудника Bose Corporation днем работали над выполнением правительственных контрактов, а вечерами и в выходные занимались новым проектом, рассчитанным на обычного потребителя. В 1966 году фирма выпускает свою первую колонку модели 2201 – она представляла собой 22 динамика-спикера в форме одной восьмой сферы, которую ставили в угол комнаты для имитации эффекта отраженного звука, который присутствует в концертном зале. Продажи сразу же не задались. «Она всем понравилась, но ее никто не покупал», – вспоминает Амар Боуз.

Компания изначально была ориентирована на оборудование премиального качества, т.е. в высоком ценовом сегменте, что ставило ее в один ряд с такими фирмами, как Marantz и Bang & Olufsen. Впрочем, в 60-х эта конкуренция еще не была такой острой, как позже, ближе к концу века: Marantz тогда занималась в основном производством ресиверов и усилителей, а B&O создавала новые радио.

Дальше – все по Ницше

«What doesn’t kill me, makes me stronger» («То, что меня не убило, сделает меня сильнее») – так звучит афоризм немецкого философа Фридриха Ницше, который он изрек в 1888 году. Потерпев неудачу с первым устройством, Bose начала работу над новой моделью. В 1968 году была выпущена колонка 901-й серии со смешанным звуком, укрепившая позиции компании на рынке на ближайшие 25 лет. Новая колонка с девятью динамиками и встроенным эквалайзером уже была представлена в привычной для нас форме параллелепипеда, став куда удобнее, а главное – доступнее, чем ее предшественник. Эту серию в дальнейшем регулярно модернизировали и дорабатывали, улучшая качество звучания.

В 1972 году Bose Corporation, помимо бытовых систем, начинает выпускать и динамики для профессиональных музыкантов, а также открывает первый магазин вне США – в Бад-Хомбурге (ФРГ), что обострило конкуренцию с Marantz и B&O.

Больше, чем просто колонки

Со временем Амар Боуз решил «добавить ветра в паруса» формирующемуся бизнесу и не ограничиваться производством одних лишь домашних аудиосистем. Опять причиной стал его величество случай: когда Боуз путешествовал со своей супругой в 1978 году, на одном из авиарейсов пассажирам раздали наушники (редкая техническая новинка на то время), звучание которых сильно разочаровало Боуза: из-за шума самолета было практически невозможно разобрать, что из них доносилось.

Тогда Боуз решил собственноручно разработать систему шумоподавления, первые формулы для которой он набросал еще до посадки того самого рейса. В 1979 году его компания также начинает сотрудничество с General Motors по созданию аудиосистем, адаптированных под акустическую среду автомобилей. Первая из них была выпущена для «Кадиллака-Севиль» в 1983 году (Боуз участвовал в проекте данной модели, занимаясь разработкой подвески для более плавной езды). Далее Bose Corp. заключит подобные контракты о сотрудничестве с Porsche, Daimler Benz, Mazda и рядом других производителей.

В 1986 году была завершена работа над прототипом наушников с технологией шумоподавления; две пары были переданы пилотам Дику Рутану и Джиане Йегер, которые провели с ними первое в мире безостановочное кругосветное путешествие на самолете. Разработка получила неплохие отзывы, да и пиар орбитального масштаба сделал свое дело – спустя несколько лет оптимизации она была выпущена на рынок и сразу же обрела популярность сначала у американских, а затем и европейских авиакомпаний, поскольку сделала для пилотов связь значительно более комфортной.

В 1988 году Bose Corporation заключила контракт с Международным олимпийским комитетом по обеспечению Олимпийских игр в Канаде звуковым оборудованием, что еще больше продвинуло бренд.

Флагман индустрии

Во второй половине 80-х компания изобретает технологию Acoustimass, которая позволяет эффективно контролировать размеры звуковых волн; это дало возможность выпускать динамики меньшего размера с недосягаемым на то время для таких габаритов звучанием. Качество воспроизведения и эргономичный формат к 1990 году делает новую серию Lifestyle-систем (колонок для дома) наиболее продаваемой линейкой Bose Corp., объем продаж которой к тому времени составляет уже $300 млн в год. А в 1992 году фирму вновь приглашают в качестве специалистов по звуку на Олимпийские игры во Франции.

Также компания регулярно улучшает наушники для пилотов, и постепенно именно ее продукция становится наиболее продаваемой в этой сфере. В 1995 году фирма инвестирует более $150 млн в расширение своего офиса во Фрэмингэме, Массачусетс, построив там шестиэтажное офисное здание, рассчитанное на 800 сотрудников, и заявляет о достигнутой вершине в производстве акустического оборудования. В это же время Bose Corp. переносит производство из научного Массачусетса в индустриальный Мичиган.

К концу минувшего тысячелетия продажи компании уже превышают миллиард долларов, с чистой прибылью около $170 млн. По оценкам экспертов, в 1998 году, продукция Bose Corp. становится самой популярной в своей отрасли, занимая 20% рынка. понедельник, его спрашивали: «Ну что, сколько радио починил, Боуз?».

Войдя в историю

В 2000 году компания представляет шумоподавляющие наушники с технологией QuietComfort для пассажиров самолетов, что сделало перелеты гораздо комфортнее. Спустя еще четыре года Боуз раскрывает детали своего секретного контракта в области автомобилестроения, заключенного еще четверть века назад с General Motors, результатом которого стала специальная подвеска для премиум-автомобилей на электромагнитном механизме, вместо гидравлического. В том же 2004 Bose Corp. начала сотрудничество с компанией Apple для создания динамиков на новый iPod, которые запомнились своим революционным по тем временам звучанием.

В начале следующего десятилетия фирма для повышения объема продаж решила создавать и более бюджетную продукцию, поскольку колонки или аудиосистемы за пару тысяч долларов позволить себе может не каждый. Такому тренду ценовой адаптации ассортимента ранее уже последовали B&O и другие производители музыкального оборудования в сегменте high-end. Причина – появление новых конкурентов, которые примитивно, но достаточно успешно мимикрировали под «хороший звук», – Beats и JBL, которые ранее достигли значительного успеха у аудитории в нижней ценовой линейке.

Впрочем, несмотря на таких крупных коллег по бизнесу, Bose Corp., хотя и несколько потеряла в объемах рынка, однако по-прежнему остается на лидирующих позициях.

Наследие Боуза

За свои достижения в области звукового оборудования и «улучшения качества жизни» Амар Боуз был внесен в Национальный зал славы изобретателей США в 2008 году. Ученый до конца жизни был предан своей работе и изобретениям, хотя возраст заставил его постепенно отходить от дел. В 2011 году он пожертвовал большую часть своих акций родному MIT, которые, однако, пока нельзя продать, поскольку компания остается частной – ее акции не присутствуют на фондовом рынке.

История жизни предпринимателя – потомка политического беженца из Бенгалии, прибывшего в Америку, как гласит легенда, с $5 в кармане, – еще одно доказательство того, что в США абсолютно никакой роли не играет ни ваше происхождение, ни конфессиональная принадлежность, ни цвет кожи, а значение имеют лишь ум, талант, усердие и пассионарность.

Амар Боуз умер в 2013 году на 84-м году жизни, однако его компания продолжает следовать вектору инноваций, заданному ее создателем. Став селф-мейд на своем увлечении и приниципиальности, Амар Боуз передал эстафету своему сыну Вану, который пошел по следам отца: Вану учился в том же MIT, получив там все степени от бакалавра до доктора. В 1998 году Вану открыл свою фирму, производящую программноопределяемые радиосистемы: Vanu Inc. Как и отец, Вану занимался не только бизнесом, но и благотворительностью: например, он подарил острову Пуэрто-Рико, разрушенному мощным ураганом, энергосистему на солнечных батареях для обеспечения мобильной связи. К сожалению, Вану пережил своего отца всего лишь на четыре года – он умер в 2017 году в возрасте 52 лет.

На сегодняшний день линейка производства Bose Corp. включает в себя несколько составляющих: это прежде всего портативные, сверхкомпактные динамики и аудио гарнитура, включая наушники, – несмотря на размеры, вся техника обладает тем самым фирменным объемным звуком и басом, который разработали Амар и его компания.

Bose по-прежнему производит домашние системы и кинотеатры и дополнительно имеет три подразделения: Bose Professional, Bose Auto и Bose Works. Компания Bose – официальный поставщик наушников для высшей лиги американского футбола, NFL: ее наушники помогают рефери держать связь с друг с другом даже в случае крайне громкого ликования фанатов во время матча. А в 2022 году компания выходит на рынок индустрии здравоохранения и выпускает Lexie Hearing Aids – слуховые аппараты, одобренные американским регулятором, FDA.

Однако и традиционная продукция Bose все еще популярна среди меломанов, колонки 901-й серии (которой недавно исполнилось 50 лет) теперь продаются наряду с патефонами и прочим звуковоспроизводящим антиквариатом.

Понравилось? Читайте наш дайджест – в нем мы о рассказываем на русском языке о том, что происходит в Бостоне и Массачусетсе. и звоните, если собираетесь в Бостон, Нью-Йорк или в путешествие по Америке, по делам и не только.

Аутентичный текст проекта WelcomeToMA © и ILike.Boston™. All Rights Reserved. Использование текстовых материалов без изменений онлайн в некоммерческих целях разрешается c упоминанием названия проекта WelcometoMA© (или ленты новостей ILike.Boston™) и активной ссылки на оригинал материала на сайте или в одной из соцсетей издания.