27 Jul 2021 Made in MA 7 min. to read

Салем: нуарный очерк в багровых тонах. Все о ведьмах и прочей нечисти

В 15 милях (23 км) от Бостона есть небольшой город Салем (население – 44,5 тыс. человек), который считают столицей всякой нечисти и чертовщины. Перед Хэллоуином этот город становится местом паломничества туристов, которые хотят пощекотать нервы в канун Дня всех Святых и развлечь свою засидевшуюся в онлайне детвору. Для детей традиционный костюмированный парад в Салеме – любимый осенний праздник, сопровождающийся колядками «trick or treat», которые приносят им кучу сладостей.

Но не всегда в Салеме было так весело. Город приобрел мрачную славу благодаря судебным процессам над «ведьмами», которые начались в 1692 году. Двадцать человек были казнены, 200 – арестованы, а посмертная реабилитация всех обвиненных в «дьявольской ворожбе» окончательно завершилась лишь в 2001 году.

«Салемские ведьмы» стали жертвами средневекового законодательства и темных суеверий населения, всегда готового искать рядом с собой или в потустороннем мире виновников своих бед. В данной статье мы расскажем обо всем, что в этой истории было страшного, и о том, что в ней было занятного – как бы сардонически это ни звучало.

«Охота на ведьм»: печальная история абсурда

Фразеологизм «охота на ведьм» означает доведенное до абсурда преследование инакомыслящих, неугодных, идеологических или политических противников. «Салемские ведьмы» были не первыми жертвами этого явления. Еще в древнем Вавилоне Кодекс Хаммурапи(1750-е годы до н. э.) установил смертную казнь за «колдовство». Этот свод законов также впервые ввел печально известное «испытание водой».

Но массовый характер «охота на ведьм» приобрела намного позже, в Европе. В 1428 – 1447 годах в швейцарском кантоне Вале (Valais) были осуждены на смерть за «колдовство», как минимум, 367 человек – женщин и мужчин. Но это были лишь цветочки – ягодки начались через сто с лишним лет.

Историки выделяют три основных этапа массовых судебных процессов над «ведьмами». Первый – с 1585 по 1595 год. Два других этапа – 1630 год и 1650–60-е годы. За это время произошло около 100 000 процессов, в результате которых погибло около 50 000 человек, обвиненных в «ведьминской деятельности». Больше всего жертв было в Германии, Швейцарии, Франции и Шотландии. Вплоть до середины XVIII века в Центральной Европе еще судили и казнили «ведьм». В Америке было лишь несколько процессов над ведьмами, и самый известный пример – события 1692 – 1693 годов в Салеме, который получил название «процесс салемских ведьм».

Пуритане Новой Англии были в своем большинстве религиозно-фанатичными людьми. Это отражалось, в частности, на способах воспитания детей: любые типичные детские занятия, игры и игрушки считались бесполезными и возбранялись. В пуританских семьях поощрялись лишь те занятия, в которых дети копировали взрослых и учились чему-то, что может пригодиться во взрослой жизни.

Любые бедствия и невзгоды (например, потерю урожая или домашнего скота, смерть детей, землетрясения, плохую погоду или нападения индейцев) пуритане объясняли божьим гневом. Люди всегда боятся того, чего немогут объяснить, а в конце XVII века необъяснимых явлений было намного больше, чем сейчас. Из-за этого две девочки, дочь и племянница местного пастора, довели до безумия целый город, заболев странной болезнью: они кричали не своими голосами и извивались с пеной у рта, что в те времена трактовалось как одержимость бесами.

Жертвы пуританского мракобесия

Доктор Уильям Григгс, осмотрев заболевших детей, объявил, что причиной странного недуга стало «воздействие ведьмы». Он опирался на идеи Коттона Мэзера, выпускника Гарвардского колледжа и священника Северной церкви Бостона, одного из главных интеллектуальных авторитетов Новой Англии. Мэзер написал более 450 книг и брошюр, в том числе книгу «Памятные случаи провидения, относящиеся к колдовству и одержимости» («MemorableProvidences, Relating to Witchcrafts and Possessions»). В ней рассказывалось о том, как в 1688 году в Бостоне женщина ирландского происхождения, работавшая прачкой, была обвинена в «колдовском влиянии» на детей своего хозяина и казнена через повешение.

На девочек надавила судебная власть, и они обвинили в «колдовстве» трех женщин – Титубу, рабыню пастора; Сару Гуд, бездомную нищенку; и Сару Осборн, пожилую женщину, жившую в нищете.

Эти три женщины предстали перед судьями, потом их долго (и не безболезненно) допрашивали. Обе Сары заявили о своей невиновности, а рабыня Титуба созналась: «Ко мне пришел дьявол и заставил меня служить ему». Она поведала о черных собаках, красных кошках, желтых птицах и черном человеке, который заставил ее расписаться в своей книге. По словам Титубы, на службу к дьяволу пошли еще несколько ведьм.

Трех первых обвиняемых посадили в тюрьму, а потом «антиведьминская» паранойя стала набирать обороты – в числе подозреваемых в ворожбе оказались даже усердная прихожанка местной церкви Марта Кори и четырехлетняя дочь Сары Гуд. 27 мая 1692 года губернатор массачусетской колонии Уильям Фиппс издал указ о создании специального трибунала, названного французским термином «Oyer & Terminer» («Слушать и решать»). Тут уже пошли приговоры и казни: 10 июня казнили первую осужденную, Бриджет Бишоп – женщину, известную своими сплетнями и распущенностью.

Дальше – больше: пять человек повесили в июле, еще пять в августе, еще восемь в сентябре. А потом вышеупомянутый идеолог «охоты на ведьм» Коттон Мэзер вдруг выступил за более рациональный подход к «борьбе с ведьмами»: он заявил, что недопустимо осуждать людей на смерть на основе доносов, основанных на видениях. Мало ли что может привидеться добрым людям – иногда дьявол посылает самые чудовищные видения даже абсолютным праведникам. Нужны более твердые доказательства, чем видения и призраки, подчеркивал Мэзер. «Пусть лучше избегут ответственности десять подозреваемых в колдовстве, чем будет осужден один невиновный», – написал пастор.И губернатор Фиппс прислушался к мнению этого влиятельного джентльмена.

Но изменить свою жесткую позицию губернатора в большей степени заставило другое. Созданный им трибунал стал допрашивать на предмет «ведьминской деятельности»… его жену. Этого Фиппс не стерпел и 29 октября распустил трибунал, заменив его Высшим судом правосудия. Новый суд стал требовать от обвинителей более реальных доказательств «ведьминской деятельности» обвиняемых; он осудил лишь троих из 56 человек, чьи дела на тот момент были на рассмотрении. К маю 1693 года губернатор простил всех, кто на тот момент еще содержался в тюрьме.

В 1702 году Верховный суд Массачусетской колонии объявил судебные процессы в Салеме незаконными, а в 1711 году был принят закон о восстановлении прав и доброго имени всех обвиняемых; их наследникам была выплачена компенсация – за каждого невинно обвиненного по 600 фунтов стерлингов.

Официальное извинение от властей штата Массачусетс последовало только в 1957 году, а последняя, заключительная реабилитация невинно обвиненных – в 2001-м…

Не обошлось без ксенофобии

«Суды над ведьмами» в Салеме состоялись в 1692 – 1693 годах. Обвинения в «дьявольском колдовстве» были предъявлены более чем 200 местным жителям, из которых 20 были казнены. Эти процессы стали как бы заокеанским продолжением «антиведьминской» истерии в Европе, в результате которой были убиты десятки тысяч ни в чем не повинных людей, в основном женщин.

Почему на американском континенте с опозданием последовали жуткому примеру Старого Света? Дело в том, что в 1689 году король Великобритании Уильям начал войну с Францией за американские колонии. Из таких регионов, как нынешние штат Нью-Йорк и канадские провинции Новая Шотландия и Квебек, хлынул поток английских беженцев-колонистов. Многие из них оказались на территории нынешнего штата Массачусетс и, в частности, в Салеме. Эти перемещенные лица подлили масла в огонь тех распрей, которые уже бушевали среди населения Салема. Конфликты носили отчасти имущественный, отчасти религиозный характер. Когда появились чужеродные пришельцы, местные жители увидели в них «проводников воли дьявола», присланных Люцифером для того, чтобы натравливать граждан друг на друга.

Известное дело – всегда легче списать свои проблемы на чужаков. Называется это греческим словом «ксенофобия». Определение ксенофобии в дословном переводе значит «боязнь чужих». История человечества полна трагических эпизодов массового истребления людей из-за их инакомыслия или принадлежности к иной религии, национальности, расе, социальной группе…

Малоизвестные факты о «ведьминских процессах» в Салеме

Но в чем все-таки были причины ненормального поведения первых заподозренных в бесовщине? Их попыталась проанализировать психолог Линнда Капораэль, которая в 1976 году опубликовала результаты своего исследования в журнале Science. Она отнесла судороги, рвоту, галлюцинации и прочие аномалии за счет гриба, паразитирующего на ржи (а рожь в колониальном Салеме была основой питания): он называется спорынья, или маточные рожки. Гипотеза эта детально обоснована, но до конца не подтверждена.

Другая гипотеза заключается в том, что у многих беженцев, прибывших в Салем, было посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD). От PTSD якобы страдали девочки с ненормальными физиологическими и психическими симптомами, которые дали обвинительные показания.

Салемские «суды над ведьмами» по сей день будоражат воображение писателей, художников, ученых и рядовых граждан. В 1953 году американский драматург Артур Миллер написал пьесу «Суровое испытание» (The Crucible), в которой была проведена параллель между событиями конца 17-го века и паранойей маккартизма в Америке 1950-х.

В 1992 году, когда отмечалось 300-летие салемских «судов над ведьмами», город посетил нобелевский лауреат Эли Визель, который открыл мемориал, посвященный этим трагическим событиям.

А в массовом сознании салемская «охота на ведьм» обросла, как и положено истории 400-летней давности, различными мифами и вымыслами.

Туристический Салем: самое интересное

Сегодня Салем – это город, где туристы в первую очередь стремятся прикоснуться к потусторонним явлениям, таким, как призраки. Салемские призраки обитают во многих местах, но мы назовем лишь топ-10:

№ 10: Популярный ресторан In a Pig’s Eye («В глазу поросенка»)

Когда-то район, где он находится, имел дурную славу. Говорят, что молодых людей, кутивших здесь в тавернах и борделях, похищали шкиперы, чтобы использовать их как дармовую рабсилу. Считается, что ресторан посещают не нашедшие покоя души погибших моряков – люди слышат их голоса и видят их тени.

№ 9: Книжный магазин Wicked Good Books («Зловещие хорошие книги»)

Под ним, как и под рестораном «В глазу поросенка», находятся туннели, в которых были найдены человеческие останки. Люди, посетившие магазин, рассказывают о книгах, слетающих с полок, и о проплывающих по воздуху привидениях.

№ 8: Гостиница Hawthorne Hotel

Построена в 1923 году на участке, где когда-то находился яблоневый сад, принадлежавший Бриджет Бишоп – первой «ведьме», казненной в Салеме. Постояльцы отеля чувствуют запах яблок, некоторые из них видели призрак женщины в старинном платье. Если хотите острых ощущений – выбирайте гостиничные номера 612 и 325.

№ 7: Бывший Салемский лицей, а ныне ресторан Turner’s Seafood

Когда-то здесь часто выступали самые выдающиеся люди. В 1877 году Александер Грэм Белл продемонстрировал здесь работу первого в мире телефона. Здание облюбовала неупокоенная душа Бриджет Бишоп – или, возможно, некой другой «ведьмы».

№ 6: Бывшая Салемская тюрьма

А ныне жилой комплекс, в котором также находятся ресторан и музей. Тюрьма была построена в 1813 году на месте, где находился каземат, куда отправляли салемских «ведьм». Тюрьму закрыли в 1991 году, но ее, говорят, навещают души узников, которые жили тут в грязи, голоде и холоде.

№ 5: Proctor’s Ledge

Небольшой холм между улицами Proctor Street и Pope Street, где находились виселицы. Тела повешенных там «ведьм» чаще всего не хоронили, а просто сбрасывали в овраг – касаться трупа ведьмы считалось опасным. Многие ощущают темную энергию, исходящую от этого места.

№ 4: «Дом о семи фронтонах»

Как его назвал американский писатель Натаниэль Готорн в одноименном романе, опубликованном в Бостоне в 1851 году. Этот особняк, вообще-то, называется Turner-Ingersoll Mansion, или в просторечии –Turner House. Роман Готорна повествует об этом доме, построенном в 1668 году для капитана Джона Тэрнера, как о живом существе, которое ведет себя зловещим образом и скрывает темные секреты.

№ 3: Старое салемское кладбище (Old Burying Point Cemetery)

Среди многих известных личностей, покоящихся на этом кладбище (оно было основано в 1637 году), особо выделяется судья Джон Готорн – прапрадед писателя Натаниэля Готорна. Он был одним из самых жестоких судей во время процессов над «ведьмами». Утверждают, что его призрак периодически витает над его могилой и был запечатлен на фотографиях.

№ 2: Исторический дом-музей Corwin House

Который принадлежал судье Джонатану Корвину, отправившему на виселицу 19 «ведьм». Корвин руководил специальным трибуналом, созданным для расследования «сатанинской деятельности» в Салеме в 1692 году. Дом был куплен судьей в 1675 году, он прожил в нем более 40 лет, и дом оставался во владении его потомков до середины 19-го века. Кто-то из посетителей, говорит, что видел призрак судьи, кто-то – его жертв…

№ 1: Дом Joshua Ward House

Во время «ведьминских процессов» он принадлежал другому Корвину – шерифу Джорджу Корвину, который наводил ужас своей жестокостью. Он особенно прославился тем, что обрек на мучительную смерть 81-летнего мужчину, обвиненного в «колдовстве» и отказавшегося признавать себя виновным или невиновным. На него положили тяжелые доски и огромные камни, под тяжестью которых он в муках отдал Богу душу. И с последним дыханием, согласно легенде, предал проклятию шерифа и весь город Салем…

Для желающих посмотреть эти жуткие места организуются «туры-страшилки» – вам все покажут и расскажут близко знакомые с призраками экскурсоводы.

Салем онлайн – что посмотреть на экране

В Салеме снимается много фильмов, так что, если из-за пандемии вам не удалось лично попасть в город, можно пощекотать нервы онлайн, посмотрев один из сериалов, например, Salem (2014 – 2017, 3 сезона, IMBD Rating 7.7 – 8.6).

Видимо, в городе настолько зловещая обстановка, что там постоянно рождаются новые таланты по части леденящего душу нуара. Писатель Майк Флэнаган принял эстафету у Альфреда Хичкока и Стивена Кинга. Рождение и ранние годы жизни в Салеме определили будущую карьеру Флэнагана: его детский интерес к процессам над «салемскими ведьмами» перерос в профессиональную работу на поприще мистики и ужасов.

В последние три года Netflix ежегодно выпускал по одному произведению маэстро нуарных веб-сериалов:

  • The Haunting of Bly Manor
  • The Haunting of Hill House
  • и новинка 2021 года – Midnight Mass («Полуночная месса»), сериал, насыщенный резкими сюжетными поворотами, в которые вплетены и сверхъестественное, и религия, и неофилософия. В уста героев автор вложил размышления о смысле жизни и о том, что было и что будет.

Сегодня Салем –туристическое место, которое привлекает от 700 тыс. до 1 млн туристов ежегодно, в первую очередь семьи с детьми. Но наряду с развлекательными страшилками Салем предлагает людям задуматься над тем, к чему приводят фанатизм и невежество. Современный Массачусетс – самый просвещенный штат США, и уж где-где, а здесь повторение салемских процессов над «ведьмами» абсолютно невозможно.

Понравилось? Читайте наш дайджест – в нем мы рассказываем на русском языке о том, что происходит в Бостоне и Массачусетсе, в том числе о богатых исторических традициях и уникальных достопримечательностях нашего штата. Подписывайтесь на наши новости и звоните, если собираетесь в Бостон, Нью-Йорк или в путешествие по Америке, по делам и не только.

Tags:

Аутентичный текст проекта WelcomeToMA © и “ILike.Boston”™. All Rights Reserved. Использование текстовых материалов без изменений онлайн в некоммерческих целях разрешается c упоминанием названия проекта «WelcometoMA»© (или ленты новостей “ILike.Boston”™) и активной ссылки на оригинал материала на сайте или на одной из соцсетей издания.