На северо-западной оконечности Массачусетса, в 200 милях от Бостона и на таком же расстоянии от Нью Йорка, в Беркширских горах есть маленький, но не заброшенный уездный городок с населением в 7000 человек – Уильямстаун (Williamstown). А достопримечательностей в нем столько, сколько порой не бывает и в больших городах.
Первая: Mount Greylock, одна из вершин Аппалачей и самая высокая в Массачусетсе – высота 1063 м. Но местные жители гордо именуют ландшафт «Американской Швейцарией» (American Switzerland). Эта местность популярна среди туристов-лыжников и скейтбордистов в зимний сезон, и у хайкеров-байкеров теплые времена года.
Вторая: Williams College – первый и лучший в Америке гуманитарный колледж, традиционно возглавляющий многочисленные национальные и международные рейтинги. Вместе с ним в округе – пять колледжей и университетов. В 19-м веке в Новой Англии появился новый вид колледжей – «сельские» (rural), их расположение стало важным инфраструктурным инструментом и градообразующим фактором.
Третья: Clark Art Institute – музей, в котором сосредоточена одна из больших коллекций импрессионистов. Вы спросите, а почему не Метрополитэн или Музей д’Орсе? С одной стороны, все просто – в этом месте в нужное время оказались увлеченные приверженцы искусства. А с другой – сложно и даже страшно. Из-за угрозы ядерной катастрофы, чуть не развязанной «кукурузным» маньяком, тогдашним руководителем СССР, сокровища вывезли из Нью-Йорка, чтобы сберечь для последующих поколений. Сохранять было что – полотна Ренуара и Сезанна, пастели Дега, рисунки Тулуз-Лотрека и целый арборетум со скульптурами Родена.
Но и это не все. Помимо упомянутого Clark Art Institute, в окрестностях самого западного городка Массачусетса есть еще два музея, которые вместе образуют трио. Какие они, как оказались в такой «глуши», зачем еще нужно обязательно приехать в Беркширы и при чем здесь швейная машинка Зингера? Об этом – в материале нашего колумниста из Киева Елены Савиновой – психолога и по совместительству художника.
Про то как «украсть миллион» с легкой руки Одри Хепберн и Питера О’Тула знает практически каждый. А вот о том, как разумно потратить похоже фильм еще не сняли. Что бы вы сделали, если бы у вас был целый миллион долларов? А 50 миллионов? Плюс владение многоэтажным дом на Манхеттене с видом на Центральный парк?
У Роберта Стерлинга Кларка, внука президента компании Singer Manufacturing Company Эдварда Кэбота Кларка, наследника богатой нью-йоркской семьи, владеющей большей частью Вест-Сайда Манхэттена, все это было с рождения. Эдвард Кларк, хоть и был уроженцем Нью-Йорка, окончил Уильямс-колледж (Williams College) в Уильямстауне, штат Массачусетс, и считал студенческое время в беркширской глуши лучшими годами своей жизни. Позже его сын Альфред стал членом попечительского совета этого колледжа. А через столетие внук, Роберт Стерлинг, открыл рядом с кампусом Williams College Институт современного искусства, часто именуемый просто «Кларком». Впрочем, обо всем по-порядку.
Испытание богатством – не из легких: то, как и на что люди тратят деньги, говорит о них многое. Сколько вокруг примеров, когда привыкшие к роскоши наследники проживают состояния удачливых предков, будучи эгоистичными бездельниками! Но внук Кларка не стал покупать себе золотые ершики для клозета, хотя, как вспоминает его друг, он «ценил комфорт без показной роскоши». Стерлинг с юности был эстетом – ведь он рос среди картин и скульптур, собранных отцом и дедом. Он хотел не просто любоваться ими в гостиной, но и сделать коллекции шедевров доступными для широкого круга людей. Что же, его мечта осуществилась.
Художественный институт Стерлинга и Франсин Кларк был основан в 1950 году рядом с кампусом Уильямс-колледжа и стал домом не только для их обширной коллекции импрессионистов, но и для исследовательского центра, академической и магистерской программы для выпускников колледжа по истории искусств. Институт-музей формировался в одно время с Массачусетским музеем современного искусства (MassMOCA), Художественным музеем Уильямс-колледжа. В его коллекции – несколько сотен работ художников от эпохи Возрождения до начала 20 века. Большую часть ее составляют импрессионисты – 38 работ Ренуара, Клода Моне, Эдгара Дега, Тулуз-Лотрека, Родена и Ван Гога. Среди экспонатов скульптуры, гравюры, рисунки, фотографии и предметы декоративно-прикладного искусства.
Стерлинга Кларка называли нетипичным коллекционером: ему доставляло удовольствие покупать картины, недооцененные на арт-рынке. Он усматривал в повышении их цены свою заслугу, признание собственного вкуса. А вкус у Кларка на самом деле был отменный. Еще в начале 1910-х годов Стерлинг попросил своего младшего брата Стивена прислать картины Жана Милле, Гилберта Стюарта, Джорджа Иннеса, принадлежавшие их родителям, для украшения его парижской квартиры. Пока сам Стерлинг во время Первой мировой войны служил в армии США в Китае и на Филиппинах, Стивен уже коллекционировал искусство. Так он купил «Ночное кафе» Ван Гога и «Натюрморт с яблоками» Сезанна.
Кларк переехал в Париж в 1910 году, тогда же встретил Франсин Клэри, актрису театра Комеди-Франсез, на которой женился в 1919 году. Стерлинг, который обычно покупал картины без посредничества арт-дилера и за это прослыл авантюристом, всегда советовался с женой и называл ее «пробным камнем в оценке картин». Лучшие из работ их коллекции были приобретены между 1912 и 1923 годами. В их числе – «Мадонна с младенцем» Пьеро делла Франчески (1914), «Дым амбры» Сарджента. В 1916 году Кларки заинтересовались импрессионистами и купили первую картину Пьера-Огюста Ренуара «Девушка, вяжущая крючком».
В конце 30-х годов перед Второй мировой войной Стерлинг Кларк перевез большую часть своей коллекции в Монреаль, где картины хранились в Королевском банке Канады. Вначале они с братом планировали объединить свои коллекции под крышей нью-йоркской усадьбы Куперстаун и создать что-то вроде музея Генри Фрика на Пятой авеню. Но разногласия между ними усиливались, позже братья разошлись и не общались в течение 40 лет. В результате Стивен передал одну часть своей коллекции нью-йоркскому Метрополитен-музею, а другую – Йельскому университету.
Стерлинг и Франсин решили открыть свой музей в Нью-Йорке, заказали проект и присмотрели помещение для него на Манхэттене.
Но в воздухе снова запахло войной, на этот раз ядерной: лидер Советского Союза – Никита Хрущев -грозил ею прямо с трибуны ООН. Стерлинг, потерявший под бомбежками во Вторую мировую дом в Нормандии, принял окончательное решение спрятать картины подальше от Нью-Йорка. Выбор пал на Уильямстаун, где когда-то учился в колледже дед Кларка Эдвард, а его отец был членом попечительского совета. Два профессора искусств из Уильямс-колледжа, впечатленные коллекцией Кларков, убедили президента учебного заведения пригласить пару в Уильямстаун. Вскоре Кларки купили там 140 гектаров земли и два дома, а 14 марта 1950 года был основан Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк.
Общих детей у 43-летних супругов не было, и будущий музей стал их общим детищем. Это было повторением того, что произошло на 500 лет раньше, когда немолодые супруги Вейдт из Фландрии заказали Яну ван Эйку изготовление знаменитого Гентского алтаря, теперь известного на весь мир.
Пока шло строительство, Кларки в течение пяти лет буквально жили на стройке. Они вникали в мельчайшие детали проектирования и возведения грандиозного мраморного ансамбля с огромным искусственным озером и великолепным ландшафтом. Супруги старались максимально сохранить природу и посадили тысячу новых деревьев. Здание в неоклассическом стиле, спроектированное архитектором Даниэлем Перри, напоминает древнегреческий храм, встроенный в холм Стоун-Хилл. И это не случайно – там можно надежно спрятать шедевры для будущих поколений. Сегодня в нем находится постоянная коллекция музея.
Кроме импрессионистов, здесь собрана одна из крупнейших в США коллекция скульптур Огюста Родена – 50 произведений, среди которых знаменитые «Мыслитель», «Поцелуй», а также 25 его рисунков.
17 мая 1955 года Институт Кларка открылся для публики.
В декабре 1956 умер Стерлинг, Франсин пережила его всего на четыре года. Супруги похоронены у входа в Институт, прямо под ступенями, ведущими в их мраморный храм искусства. А их детище, созданное для людей, росло и развивалось.
В 1964 году здесь заработала библиотека истории искусств, создание которой было первым требованием для запуска программы магистратуры совместно с Уильямс-колледжем. Библиотека стала одним из крупнейших книгохранилищ по искусству в Америке, сегодня здесь – 230 000 книг, периодических изданий в переплете и каталогов.
Приток студентов привел к необходимости строительства нового корпуса. Спроектировали его Норман Флетчер и Пьетро Беллуски, декан факультета архитектуры Массачусетского института технологии (MIT). В 1973 году рядом с «античным» музеем из белого мрамора открылось сооружение в стиле конструктивизма. В 2007 году здесь разместился Исследовательский центр Ментона, который пополнил Институт Кларка почти 300 предметами британского искусства, включая картины, серебро, гравюры, рисунки и декоративно-прикладное искусство. В июне 2008 года на территории Института появился новый корпус в стиле минимализма площадью 3000 м² (автор проекта – японец, лауреат Притцкеровской премии Тадао Андо).
Nota bene: В Музее Кларка 50 скульптур и 25 рисунков Огюста Родена – включая его самую узнаваемую скульптуру в бронзе -“Мыслитель”, 1882. Об нем у нас выйдет отдельный материал. Подписывайтесь на наши новости по почте или в социальных сетях.
Об Уильямс-колледже, одном из самых первых и самых престижных вузов США, стоит рассказать подробнее. Он был основан как мужской колледж в 1793 году на средства Эфраима Уильямса, колониста из провинции Массачусетский залив, погибшего во время франко-индейской войны в 1755 году. У Эфраима было два условия – переименование города Вест-Хусак в Уильямстаун и бесплатное обучение. 26 октября 1791 года колледж, куда приняли всего 15 человек, был открыт. Он стал вторым после Гарварда высшим учебным заведением в Массачусетсе и постоянно конкурировал с ним. Колледж быстро перерос свои первоначальные амбиции, так как был весьма популярным. Всего через два года из-за увеличения числа желающих учиться здесь и потребности в средствах на развитие заведение стало платным.
В 1926 году на кампусе Уильямс-колледжа открылся академический художественный музей (WCMA), коллекция которого насчитывает более 14 000 произведений классического и современного искусства, фотографии, гравюры и индийской живописи. Музей основал Карл Вестон, профессор истории искусств, который стремился предоставить студентам возможность знакомиться с оригиналами работ, а не изучать искусство в форме слайдов или фотографий в учебниках.
Среди них 400 акварелей, полотен и эскизов Шарля и Мориса Прендергастов, «Утро в городе» Эдварда Хоппера (1944), «Восход луны» мексиканского художника Джонатана Эрнандеса (1941), «Иероним» Тита Капара (1914) и другие.
Картины разместили в постройке бывшей библиотеки, которая и стала художественным музеем и визитной карточкой учебного заведения.
Сейчас в одной из самых престижных высших школ Америки есть подразделения гуманитарных, естественных и социальных наук, 24 факультета, 33 специальности и две магистерские программы по истории искусства и экономике.
Уровень приема здесь составляет в среднем 18% (те конкурс 5-6 чел на место), а академический профиль допущенных студентов показал средние баллы SAT 735 по чтению, 727 по математике и 735 по письму. Средний балл ACT, набравший супер-баллы, составил в 2018 году 33.
Уильямс-колледж классифицируется как «наиболее избирательный» по версии US News & World Report и как «самый избирательный» по версии Фонда Карнеги по развитию преподавания.
Стоимость обучения в колледжа в 2021–2022 учебном году составила $ 76 980 вкл, проживание. Но почти половина, а именно – 48% студентов получили тот или иной вид финансовой помощи в среднем $ 63,500 долл. Это доказывает, что при поступлении приемная комиссия прежде всего смотрит на личность и портфолио абитуриентов, а не требует оплаты по зачислению. Конечно многое зависит от семейных авуаров или доходов, но если денег мало, просто нет, а талант есть, то это не проблема. На то и существует эндаумент колледжа в $ 4,5 млрд. и различные гранты.
В 2010, 2011 и 2014 годах журнал Forbes назвал Уильямс-колледж лучшим учебным заведением в США.
За последнее десятилетие на кампусе заведения появился современный научный центр, Здание со сводчатыми потолками и атриумом объединило лаборатории факультетов физики, химии и биологии и научную библиотеку Шоу. Здесь открылся Центр театра и танца и Студенческий центр (Paresky Center).
Партнерские отношения с Кларком и MASS MoCA (Массачусетский музей современного искусства) позволили аспирантам колледжа выставлять в галереях музеев их работы.
Подробно об образовании в Бостоне и Массачусетсе – в разделе Alma Mater
Как мы упоминали выше, MASS MoCA вместе с Художественным институтом Кларка и Художественным музеем Уильямс-колледжа образует трио музеев в северном Беркшире. Здания, которые сейчас занимает MASS MoCA, были построены между 1870 и 1900 годами типографской компанией Arnold Print Works, которая работала на этом месте с 1860 по 1942 год. После пожара и реконструкции помещения передали Массачусетскому музею современного искусства.
MASS MoCA открылся в 1999 году с 19 галереями и выставочной площадью 9300 кв. м. С тех пор он расширился более чем в два раза – для этого потребовалось несколько лет энтузиазма и фандрейзинга. На территории музея появились новые здания, где регулярно проводятся всевозможные выставки и инсталляции. MASS MoCA предоставляет молодым художникам и скульпторам полную свободу самовыражения, благо место позволяет.
Помимо организации выставок, музей стал площадкой для музыкантов. С 2001 года он является летней резиденцией Bang on a Can – организации современной классической музыки, куда приезжают композиторы и исполнители со всего мира. Начиная с 2010 года на базе MASS MoCA проводят музыкальный фестиваль Solid Sound.
Ну, а о музыкальном фестивале Тэнглвуд, должно быть, слышали многие. Это – одно из главных музыкальных мероприятий в США и один из лучших фестивалей в мире, который проходит каждое лето в поместье Тэнглвуд в Стокбридже и Леноксе в Беркшир-Хиллс в западном Массачусетсе.
Фестиваль состоит из серии концертов, в том числе симфонической, камерной, хоровой, современной музыки, музыкального театра. Постоянный участник фестиваля – всемирно известный Бостонский симфонический оркестр.
Сейчас многие музеи можно посетить онлайн. Но одно дело – увидеть экспонаты. И совсем другое – посмотреть на все вживую, проникнуться простотой колониальной архитектуры Уильямстауна, расположенной здесь первой англиканской церковью, “пройти” по тропам Аппалачей, забраться на гору Грейлок, увидеть незабываемый закат в Пурпурной долине и услышать лучших музыкантов в Тэнглвуде.
Такой пленэр, как поездка в Беркширы, запомнится навсегда и останется одним из лучших впечатлений в жизни.
Понравилось? Читайте наш дайджест – в нем мы о рассказываем на русском языке о том, что происходит в Бостоне и Массачусетсе. Подписывайтесь на наши новости и звоните, если собираетесь в Бостон, Нью-Йорк или в путешествие по Америке, по делам и не только.