В наши дни выражать свои мысли, обращаясь к читателям, зрителям и слушателям, уже не является прерогативой профессионалов – писателей, журналистов, преподавателей, экспертов и т.д. Вещают все!
Любой говорливый индивидуум, часто не обремененный ни знаниями, интересными для массовой аудитории, ни принципами (вроде соблюдения приличий или воздержания от откровенной лжи), ни элементарной грамотностью, может стать блогером, автором «комментариев» (раньше это слово означало определенный жанр профессиональной журналистики) или самозванным «экспертом». При этом они не только «самовыражаются», но и зарабатывают на этом «самовыражении», порой очень неплохо – в любой «самопальный» блог, у которого есть аудитория, подтягивается реклама (о том, как работают механизмы привлечения аудитории и ее дальнейшего объегоривания , читайте в нашей статье Tripadvisor: судите и судимы будете)
Среди «самовыражающихся» немало и «бессребренников» – тех, кто выставляет напоказ в интернете себя и свои мнения по любому вопросу не ради наживы, а только для того, чтобы быть замеченным.
Наконец, есть еще одна категория «самовыражающихся»: они позиционируют себя как якобы «независимые», но на самом деле отрабатывают задание к примеру- «фабрики троллей» с целью повлиять на общественное мнение, при том в заданном направлении.
«Самовыражающиеся» всех мастей, невзирая на их целеустановки и качество словесного «самовыражения», в совокупности представляют собой реальный фактор влияния – не зря для них было придумано соответствующее название: инфлуэнсер (influencer – от англ. «influence», «влияние»). Они создают своеобразный онлайновый плебисцит, через который SM и UGC сайты неплохо зарабатывают той же рекламой, скрупулезно отслеживая увлечения и предпочтения пользователей.
Но другой вопрос – что и как они говорят и пишут! Шаблонные, лишенные содержания, декларативные заявления, несуразно длинные и запутанные фразы, сплошная безграмотность в грамматике, синтаксисе, орфографии, пунктуации, словоупотреблении…
«It is all Greek to me»(«Для меня все это – китайская грамота») – так, наверное, отшутился бы Шекспир, если бы в его эпоху было нечто подобное. К счастью, тогда все было еще по старинке – пироги должен был печь пирожник, сапоги тачать сапожник, а на словесной ниве должен был трудиться словесник, имеющий соответствующую квалификацию и/или талант. С наступлением нового тысячелетия профессионализм стал считаться необязательным – в 21-м веке все якобы могут всё. Якобы…
Проблемами изложения мыслей на письме озаботились в Школе государственного управления Гарвардского университета им. Джона Кеннеди. Результатом исследования, которое провели Тодд Роджерс и Джессика Ласки-Финк — ученые-бихевиористы из Массачусетса, – стала книга «Письмо для занятых читателей» (Writing for Busy Readers).
Авторы исследования пишут о том, как надо формулировать мысли, облекая их в форму предложений и связных текстов, чтобы получатель информации легко и ясно воспринимал ее смысл и не раздражался по поводу формы изложения.
Мы прочитали эту книгу и в данной статье приводим главные рекомендации для эффективного письма.
Человеческий мозг, несмотря на всю сложность своего устройства, все же имеет четкие биологические ограничения. Распространен миф, что мы можем думать о четырех-пяти вещах одновременно – это довольно грубое упрощение. Наш мозг способен фокусироваться (сосредотачивать внимание, воспринимать и анализировать) всего на одном предмете, и даже когда нам кажется, что мы занимаемся мультитаскингом – выполняем несколько задач одновременно, – то фактически мы просто быстро переключаемся, перескакиваем с одной задачи на другую.
Здесь ученые ссылаются на книгу нобелевского лауреата по экономике Дэниэла Канемана «Думай медленно, решай быстро», где человеческое мышление делится на два вида – сфокусированное и рассеянное мышление.
Сфокусированное мышление отвечает за рациональный анализ информации, и оно может фокусироваться только на одном предмете. Рассеянное мышление, которое проходит в фоновом режиме, может удерживать несколько вещей, но оно не предназначено для обработки новой информации.
Эти физиологические особенности – один из основных моментов эффективного письма. Вы должны выстроить четкую и логичную «вертикаль», стержень текста, который будет удерживать внимание читателя на одной конкретной идее. Если вы начнете слишком издалека или ваша мысль потеряется к концу текста – велик риск, что занятой читатель вообще не поймет, чего вы от него хотите, и бросит ваше сочинение скорее рано, чем поздно.
Среди некоторых людей, занимающихся журналистикой и писательской деятельностью, существует заблуждение, что читатели предпочитают тексты большого объема. Согласно приведенным в книге исследованиям, более 80% авторов во время редактуры склонны добавлять слова и предложения, а не сокращать их количество.
На самом деле целый ряд статистических опросов, проведенных СМИ и рекламными агентствами, показывает, что читатель лучше реагирует на небольшие порции информации.
Этот принцип касается как предложений, так и отдельных абзацев текста – средний американец читает 240 слов в минуту, а человек, для которого английский не родной, и того меньше. Держите в уме эти цифры и помните, что у занятого читателя время ОЧЕНЬ ограничено.
Когда речь идет о новостях, рекламе и небольших статьях, ориентированных на широкую аудиторию, лучше по мере возможности исключать или заменять объемные конструкции. Витиеватая речь в таких форматах может не только потратить впустую драгоценные секунды внимания читателя, но и просто выглядеть неуместно.
Необходимые на первый взгляд эпитеты, метафоры, вводные слова и обороты, авторские ремарки на самом деле чаще всего не нужны.
Помните, что ваша цель – четко и понятно донести информацию, а не поделиться впечатлениями или показать свою эрудицию: уважайте время своего читателя.
Вы сами наверняка замечали, как во время чтения статьи или книги мы иногда отвлекаемся, мозг начинает блуждать где-то между строк, и в итоге мы просто не усваиваем текст. Это – распространенное явление: согласно исследованиям, треть всего времени, которое мы тратим на чтение, наш мозг пребывает в этом «отвлеченном» состоянии.
Его частота особенно возрастает, когда мы видим незнакомые слова в тексте. Мало того, что это неоправданно раздувает объемы самого сообщения, но среднестатистический читатель вдобавок может просто «сдаться», не желая тратить время на попытки понять мудреные термины и словесные обороты.
Восприятие текста всегда облегчают элементы навигации: постройте вашу информацию таким образом, чтобы она была структурированной. Используйте:
Воспринимать информацию логическими порциями, в виде списка, куда проще, чем в формате сырого абзаца, но не стоит превращать свой текст в сплошную таблицу или пронумерованный список. Структурные элементы должны присутствовать в тексте, но текст не может состоять только из них.
Умеренность следует соблюдать и в использовании форматирования. Курсив, подчеркивание, выделение жирным шрифтом, смещение части текста или вписывание ее в таблицу помогают читателю увидеть ключевые идеи, логические акценты, примечания и т.п. – даже если он просматривает текст «по диагонали». Однако непропорциональное использование этих инструментов сводит их полезность к нулю – в небольших статьях и сообщениях-рассылках их вообще лучше использовать разве что совсем минимально.
Подать информацию в понятном читателю формате – это всего лишь половина работы по его вовлечению. Согласно приведенной в книге статистике, большинство авторов испытывает проблемы с тем, чтобы оценить свою работу глазами читателя, который с учетом своего индивидуального опыта может воспринять поданную информацию вообще не так, как задумывал автор.
По этой причине лучше прямым текстом объяснять, зачем ему вообще читать этот текст и почему это его касается. В рекламе, например, распространен прием, когда сообщение начинают с вопроса или предложения к самому читателю, чтобы вызвать у него ощущение причастности к тому, что он увидит, услышит или прочитает дальше.
Та же стратегия работает и с информационными статьями – начало вашего текста должно разъяснить читателю, что эта информация актуальна для него.
Описанные рекомендации не универсальны, и если вы хотите написать эссе на номинацию в Пулитцеровской премии или привлечь инвесторов к своему проекту, то они, вероятно, лишь отдалят вас от цели.
В случаях, когда вы взаимодействуете с просвещенной, высокообразованной, специфической аудиторией – нюансированный литературный язык и даже витиеватость речи могут сыграть вам на руку и вызвать большее доверие у аудитории.
Однако рекомендации гарвардских ученых, касающиеся эффективного письма, весьма актуальны в большинстве ситуаций, когда задача состоит в том, чтобы простым и доступным языком донести до среднестатистического человека сложные понятия – юридические, научно-технические, политические, культурные и т.д. Авторы книги отдельно подчеркивают важность такого типа просвещения и приводят статистику, согласно которой в США более 60% пациентов, услышав от врача свой диагноз, плохо понимают, что именно доктор имеет в виду.
Принципы эффективного письма (которые в большой степени применимы и к устной речи) нацелены на избежание подобных ситуаций непонимания. Не зря за эту тему взялись ученые гарвардской Школы государственного управления им. Джона Кеннеди.
Надеемся, этот материал вам помог. Мы продолжим разговор о том, как говорить и писать, а также о том, как воспринимать то, что говорят и пишут другие, в наших последующих публикациях.
PS Для настоящих мастеров – журналистов и редакторов у нас есть деловое предложение.
Вы можете присоединиться к команде нашего дайджеста и подготовить материал на русском или английском языках ? Подробности по ссылке в описании
Nota bene; Материал по теме Как выражаться и ругаться в Бостоне.
Читайте наш дайджест, подписывайтесь на наш дайджест в Facebook, Instagram, Telegram – в нем мы рассказываем об истории и о сегодняшнем дне Америки, и в первую очередь о том, что происходит в Бостоне и Массачусетсе– в нем вы найдете много интересной информации по широкому кругу тем.
В нашем издании мы рассказываем об истории и сегодняшнем дне Америки, и в первую очередь о том, что происходит в Бостоне и Массачусетсе. Звоните также для получения консультации или организационной помощи, если собираетесь в США, по делам и не только.