The Pale Blue Eye – новый релиз Neflix с Кристианом Бейлом на одной из главных ролей – детективная история в готическом антураже Новой Англии первой половины 19 века. Произведение обладает целым массивом литературных а также исторических отсылок на “ Бостонца» – так называли основателя детективного жанра и целого пласта американский литературы Эдгара Алана По
Основой для картины послужила одноименная фикшн-новелла американского писателя Льюиса Баярда(Louis Bayard) вместе с некоторыми моментами из произведений и жизни самого По.
В данном материале – об этом и подробностях жизни самого писателя, а также, конечно, о The Pale Blue Eye -“чистокровном детективе”.
Прежде всего заметим, что актер, играющий писателя – Гарри Меллинг известный по роли Дадли Дурсли, кузена Гарри Поттера – подобран настолько удачно, что порой задумываешься, а не является ли он пра-пра-правнуком По. В фильме мы застаем молодого писателя и поэта Эдгара По в качестве кадета в военной академии Вест Пойнта – это фактическое отражение его биографии – именно там, на службе он и начал писать.
В первой половине фильма режиссер вообще довольно тщательно отображает известные нам биографические факты из жизни автора, включая особенности его непростого характера. По оказывается крайне своенравным кадетом, затевающим драки, прогуливающим занятия, а также всецело преданным поэзии и прозе, а его отчужденность и пристрастие к спиртному, с особым шармом переданы актером.
Чем ближе к концу фильма, тем более пространными становятся такие отсылки, но картина все еще отчасти строится на элементах жизни По – смертельная болезнь возлюбленной, непонимание окружающими и, конечно же, довольно трагичное мировоззрение писателя, довольно неплохо гармонирующее с атмосферой готической Америки.
Основа сценария – это произведение Льюиса Баярда, но также картина пестрит и элементами из творчества Эдгара По.
Кристиан Бэйл, начавший свою актерскую карьеру в детстве и сразу с оскароносного Empire of the Sun взошёл до своего личного «оскара» став «Бэтмэном». Он сыграл роль второго главного героя – детектива Августа Лэндора. Этот персонаж носит имена двух героев из двух произведений По.
Лэндор – главный герой небольшого произведения Landor’s Cottage – откуда явно “списан” интерьер дома детектива в кинокартине.
Имя Август (и профессия персонажа) взято у главного героя трилогии По – Августа Дюпена – вступительная книга из которой – The murders in the Rue Morgue – является первым в истории детективным произведением, а сам сыщик Дюпен впоследствии стал прообразом легендарного Шерлока Холмса.
The Pale Blue Eye – выполняет классическую функцию детектива, сюжет которого обязательно должен разрушать ожидания читателя и в итоге полностью перестраивать весь пазл повествования. Благодаря правильному сюжетному твисту целый ряд сценарных моментов обретают новые смыслы, что при кульминации сюжета вызывает в мозгу спектр ярких эмоций, от (самого важного) удивления до сопереживания, восхищения или раздражения, в зависимости от того, к какому из главных героев вы привязались больше.
Впрочем, следует сказать, что фильм — это исключительно монолитное произведение, тот самый эффект разрушения ожиданий и перемещения сюжета в новую плоскость можно оценить, лишь ознакомившись с картиной от первой до последней сцены, чему может помешать ощущение затянутости повествования, а также пара “роялей в кустах”, которые на первый взгляд вообще не вписываются в логику повествования.
Бостонский писатель стал настоящим феноменом не только на американском континенте, но и во всем мире, так как его произведения послужили источником вдохновения для становления целых двух отдельных жанров литературы – детектива и horror fiction – с Артуром Конан-Дойлем и Говардом Лавкрафтом, соответственно, во главе. Оба эти “титана жанра” не раз в своих личных письмах упоминали Эдгара По в качестве своего кумира, а его произведения считали примером, при написании собственных.
Также, По в некотором роде, задал новый стиль литературе – американскую готику – некоторую совокупность довольно мрачных красок, викторианских костюмов и архитектуры с присущими им духом декадентства. В последнее время в кинематографе явно прослеживается все большее увлечение такой атмосферой.
К счастью для любителей такого стиля, и сам Эдгар По и его последователи обладают внушительным литературным базисом, который может быть использован для съемки подобных картин в будущем.
Материал по теме
Уникальный писатель проложил себе дорогу к мировой славе под псевдонимом «Бостонец». Илья Бараникас. Декабрь 2015.
Понравилось? Поставьте лайк нашему проекту – www.ilike.boston, подписывайтесь на наши новости и звоните, если соберетесь после карантина в Бостон, Нью-Йорк или в путешествие по Америке.