Духовная психотерапия — на первый взгляд, это словосочетание звучит как оксюморон. Ведь на протяжении всего прошлого столетия религия и психиатрия находились на противоположных концах Вселенной. Еще Зигмунд Фрейд называл религию неврозом и считал, что к ней обращаются те, кому не помогла медицина. Хотя его ученик Эрих Фромм утверждал, что Фрейд отвергал именно «авторитарную» религию, а не наличие глубинной потребности человека в духовных ориентирах. Мы ведь помним, что «в начале было слово»… О том, что такое SPIRITические сеансы и что рискнул опровергнуть психиатр из госпиталя Маклина в Бостоне, – в этом материале.
Дэвид Росмарин (David H. Rosmarin), директор специальной программы по вопросам духовности и ментального здоровья в госпитале Маклина, рискнул опровергнуть расхожий постулат отца психоанализа и применить в лечебной практике элементы религиозного опыта, которые традиционно игнорировали его коллеги как не относящиеся к научно подтвержденным. Но для исцеления пациента ведь все средства хороши, главное — не навредить. Так в 2018 году появилась Программа духовности и психического здоровья SPIRIT, которую доктор Росмарин в течение года испытывал на 1500 добровольцах – пациентах больницы McLean. Исследования финансировал Фонд Джона Темплтона.
Пилотный этап программы, описанный недавно в Американском журнале психотерапии (AJP), продемонстрировал ее эффективность. С 2020 года больница McLean предложит сеансы терапии на основе духовных практик 3500 пациентам. Предполагается, что SPIRITические сеансы, наряду с традиционными методами, будут применяться для лечения острых и хронических психотических расстройств, посттравматических синдромов, депрессии, различного рода зависимостей, расстройств пищевого поведения и настроения. Так как методика духовно-ориентированной психотерапии довольно простая и подходит для пациентов любого возраста, ее рекомендуют психиатрическим больницам по всей стране.
Идею привнести в психологическую лабораторию элементы трансцедентного подсказали сами пациенты. Согласно результатам опроса, проведенного в больнице McLean в 2017 году, оказалось, что 80% пациентов считают религию полезной в борьбе со стрессом, а более половины хотели бы, чтобы религия стала частью терапии.
Обратиться к религии в эпоху материализма, атеизма и смелых экспериментов в медицине для ученого означало бы расписаться в собственном бессилии. Но доктор Росмарин вовсе не собирается превращаться в пастора, а всего лишь использует мощный ресурс духовных практик для восстановления психического здоровья.
Его программа еще раз подтверждает, что все новое — хорошо забытое старое. Уильям Джеймс, изучавший в Гарвардском университете медицину, президент-основатель Американской психологической ассоциации и первый в США профессор психологии в США, в зрелом возрасте также ушел от идей дарвинизма и проявил интерес к философским и религиозным вопросам. Его личный путь (вначале он преподавал в Гарварде физиологию, позже — психологию, а еще позже — философию) лучше всяких теорий подтверждает, что для познания сущности человека, в особенности его психики, чисто биологических методов недостаточно. Книга Уильяма Джеймса «Многообразие религиозного опыта», изданная в 1902 году, стала классикой в психологии религии.
Во времена Джеймса нигилистически-физиологический подход в медицине считался новаторским. В романе Ивана Тургенева «Отцы и дети» молодой врач Евгений Базаров говорит о понравившейся девушке: «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа», и в качестве комплимента добавляет: «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр».
Джеймс выступал категорически против такого подхода к природе человека и называл его «медицинским материализмом». «Материалисты пытаются любое состояние объяснить органическим процессом, — считал ученый. — Так и атеистический образ мышления можно объяснить, к примеру, дисфункцией печени». Джеймс отвергал идею о превосходстве науки перед религией, утверждая, что нельзя игнорировать интуицию и моральные потребности.
Анализируя эффективность своей работы, врачи клиники McLean обнаружили, что такой важный аспект, как вера, удивительным образом оказался не задействованным в процессе психотерапии. Консультанты оценивали семейную, трудовую, сексуальную жизнь и даже военный опыт, но вопросы религии, как правило, никто не затрагивал. Курсы по религии и духовности не являются обязательными при обучении клиницистов. «У большинства врачей, с которыми я беседовал, не было ни одного занятия по духовности и религии. А ведь это целая сфера жизни, которая полностью игнорировалась», — говорит Дэвид Росмарин.
Когда же в рамках пилотного этапа программы SPIRIT с пациентами начали беседовать об их религиозных переживаниях, 90% из них сообщили, что получили что-то позитивное и полезное. В то же время никто не сообщил о негативном эффекте духовной терапии.
«Наша программа — отличный пример того, как нетрадиционные методы лечения могут быть эффективными для поддержки людей с психическими заболеваниями», — сказал Брент П. Форестер, заведующий отделением гериатрической психиатрии McLean, доцент психиатрии в Гарвардской медицинской школе и соавтор программы SPIRIT. — Большинство из нас, независимо от религиозной принадлежности, — существа духовные. Игнорирование этого аспекта жизни в психиатрической помощи означает, что мы нарушаем целостный подход к лечению».
Для многих пациентов, участвовавших в пилотной программе, сеансы духовной терапии стали поистине долгожданными.
«Это было очень полезно, — рассказывает 61-летняя Кэрин Мойман, лечившаяся в McLean от депрессии. — Раньше я чувствовала, что не могу справиться с болью, и хотела умереть. Но сессия SPIRIT оставила у меня глубокое чувство покоя и согласия. Я сказала доктору-консультанту, что я хотела бы, чтобы в обществе было больше таких людей, как она».
SPIRIT предполагает, что пациенты смогут посещать сеансы духовной терапии исключительно добровольно минимум один раз в неделю. 35–55-минутные занятия проходят в группах. Перед каждым сеансом консультант предупреждает, что лечение проводится не для пропаганды каких-либо религиозных убеждений, а для поиска дополнительных ресурсов выздоровления. Затем переходит к беседе о значении духовности для психического здоровья членов группы. Во второй половине пациентам раздают материалы для дискуссии о таких вещах, как стратегии преодоления трудностей с помощью веры, молитвы, прощения и медитации.
Возраст тех, кто лечился в рамках программы SPIRIT, — от 18 до 92 лет, диагнозы тоже были очень разными, но духовная терапия оказалась полезной для всех. И это вселяет надежду. По словам Росмарина, важно, чтобы психотерапевты понимали, что их главная цель – не укрепление веры пациентов в высшие силы, а улучшение их психического здоровья. А для этого, как мы знаем, иногда бывает достаточно одного вовремя сказанного слова, вселяющего надежду.
Понравилось? Читайте наш дайджест – в нем мы о рассказываем на русском языке о том, что происходит в Бостоне и Массачусетсе, в частности, о медицине, биоинженерии и генетике – в разделе Health&Science. Подписывайтесь на наши новости и звоните, если собираетесь в Бостон, Нью-Йорк или в путешествие по Америке, по делам и не только.